Как Prada Marfa превратилось из неизвестного арт-объекта в инстаграм-мекку



Prada Marfa — это скульптура, созданная творческим дуэтом Elmgreen & Dragset в 2005 году. В отличие от настоящих бутиков Prada здание, представляющее собой копию брендового магазина, расположено не в престижном районе мегаполиса, а неподалеку от техасского городка Валентайн, население которого составляет 133 человека.

С тех пор, как Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет воздвигли Prada Marfa, инсталляция обрела совершенно новое культурное значение, радикально отличающееся от того, что задумывали художники.

  • История Prada Marfa
  • Что означает Prada Marfa
  • Prada Marfa в поп-культуре
    • Prada Marfa в сериале «Сплетница»
    • Prada Marfa и Beyoncé
    • Prada Marfa в мультсериале «Симпсоны»
  • Другие работы Элмгрина и Драгсета

История Prada Marfa

В нулевые во всем штате Техас не было ни одного бутика Prada, даже в таких крупных городах, как Хьюстон или Даллас. Поэтому для многих стало неожиданностью то, что 1 октября 2005 года на пустынном участке земли примерно в 60 км от города Марфа, штат Техас, появилась огромная художественная инсталляция из гипса, стекла и алюминия. Это был магазин Prada буквально в «богом забытом месте».

Несмотря на то, что здание находится на территории города Валентайн, в названии творения значится Марфа, поскольку проект финансировался центром современного искусства и культуры Ballroom Marfa и фондом Art Production Fund. Автором инсталляции является творческий дуэт из Германии Elmgreen & Dragset. Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет, работающие вместе с 1995 года, опираются на различные дисциплины, часто включая в содержание своих творений социальную повестку, институциональную критику и архитектуру.

В 2001 году художники уже обращались к итальянскому бренду. Elmgreen & Dragset создали инсталляцию в Галерее Тани Бонакдар в Нью-Йорке, повесив на окна вывеску с объявлением о том, что в здании скоро появится магазин Prada.

Выставка Elmgreen & Dragset Opening Soon, 2001
Фасад выставки Elmgreen & Dragset «Opening Soon», 2001 год

Новая скульптура была анонсирована в начале осени 2005 года в издании The New York Times. Элмгрин и Драгсет представили основателям Art Production Fund простую и увлекательную концепцию: разместить модель бутика Prada в натуральную величину посреди пустынь Невады, чтобы ее контекст выглядел странным и неуместным. Поэтому изначально инсталляция должна была называться Prada Nevada. После того, как локация была отклонена в качестве места для скульптуры, фонд обратился к центру Ballroom Marfa для совместной реализации инсталляции на западе Техаса. Prada Marfa заимствует элементы поп-арта, минимализма и лэнд-арта и является частью более широкого движения в искусстве, ориентированного на конкретные места, в котором контекст важен не меньше, чем сама работа.

Несмотря на то, что проект не был заказан брендом, Миучча Прада оценила идею, позволив художникам использовать логотип и торговую марку, а также вручную отобрала и пожертвовала обувь и сумки из коллекции Prada Осень/Зима 2005, подходящие под тона окружающей среды, общей стоимостью в 80 тысяч долларов. Prada Marfa стало точным воспроизведением бутика компании: он повторяет те же черные вывески с белым логотипом, цвет стен, освещение и покрытие пола. На первый взгляд это здание даже выглядит как настоящий магазин. Но есть одно очень важное отличие — у Prada Marfa нет работающей двери.

Сумки и туфли в бутике Prada Marfa
В Prada Marfa представлена продукция из коллекции Prada Осень/Зима 2005

Инсталляция практически сразу же вышла из-под контроля. Уже через несколько дней вандалы раскрасили баллончиком стену здания и выбили запертую дверь, забрав из «бутика» все товары: несколько дорогих сумок и больше десятка туфель. Элмгрину и Драгсету пришлось возместить ущерб и заменить украденную продукцию на другие айтемы Prada. Художники установили более сильную систему безопасности, включая камеры и сигнализацию. Чтобы предотвратить дальнейшие кражи, у сумок вырезали дно и прикрепили к ним GPS-трекеры, а также выставили обувь лишь для левой ноги.

Но и это остановило не всех вандалов. С годами задняя часть здания постепенно покрылась разнообразными граффити стрит-арт художников, проезжавших через Западный Техас. В марте 2014 года инсталляцию вновь атаковали. Несмотря на то, что ничего не было украдено, вандал приклеил на витрины самодельные объявления, испортив оргстекло не стирающимся клеем. К тому же всё здание было разукрашено синей краской. В конце концов полиция арестовала 32-летнего художника по имени Джо Маньяно, который был признан виновным и был вынужден выплатить штраф в размере 1000 долларов и 10 700 долларов в качестве компенсации Prada Marfa. Произведение искусства потребовалось вновь перекрашивать и ремонтировать.

Когда у дуэта попросили прокомментировать инцидент с Маньяно, Элмгрин и Драгсет ответили: «Совершенно нормально не соглашаться с эстетикой или концепциями других художников, но главное правило любого социального поведения — это признавать, что существуют другие точки зрения, и нельзя просто пытаться уничтожить всё, что вам не нравится… Мы хотели, чтобы судьбу инсталляции постепенно решала природа, а не случайные вандалы».

В 2013 году творческому дуэту и спонсорам Prada Marfa также пришлось отстаивать неприкосновенность проекта в суде, так как Министерство транспорта Техаса объявило скульптуру незаконной придорожной рекламой. После года разбирательств инсталляцию всё же разрешили оставить: ради этого за Prada Marfa закрепили статус музея, в котором единственным художественным экспонатом является само здание. Вопреки своим первоначальным намерениям, Ballroom Marfa и Art Production Fund до сих пор продолжают финансировать содержание проекта «из уважения к жителям Валентайн».

 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Публикация от Gray Malin | Photographer (@graymalin)

Несмотря на свою непростую судьбу, Prada Marfa стало невероятно популярным туристическим местом. Каждый год тысячи людей приезжают со всех концов света, чтобы увидеть странный брендовый «бутик» в американской глубинке. Так Prada Marfa неожиданно превратилось в достопримечательность Техаса. Если в первое время существования инсталляцию посещало около 5000 туристов в год, к 2020 году их было уже более 40 000. Посетители даже начали оставлять на локации свои визитные карточки, чтобы отметить, что они там были.

В 2019 году по случаю первой американской экспозиции Elmgreen & Dragset «Sculptures» в Далласе дуэт вновь приехал к Prada Marfa спустя 14 лет после возведения здания. Для обоих художников это было важным моментом. «Спустя все эти годы ты возвращаешься сюда, и пейзаж, коллекция, расположение сумок — всё выглядит, как прежде», — сказал Драгсет изданию The Guardian. — «В жизни такого никогда не бывает».

Что означает Prada Marfa

Название работы стало явной отсылкой к Марфе — символическому городу в мире искусства, поскольку в 1971 году там поселился известный представитель минимализма, скульптор и архитектор Дональд Джадд. Сама структура работы является данью уважения архитектурному стилю Джадда. «Изначально инсталляция задумывалась как своего рода эксперимент», — объясняли художники изданию Vogue. — «Нам очень хотелось посмотреть, что случится, если соединить поп- и лэнд-арт. Это также задумывалось как комментарий на тему брендовой и потребительской культуры».

Первоначальный план состоял в том, чтобы оставить здание без присмотра, чтобы оно самостоятельно органично разрушилось и со временем исчезло. «Нам нравилась идея о том, что эта работа появится 1 октября и больше никогда не будет реставрироваться», — сказала в то время основательница Art Production Fund Ивонн Форс Вильяреаль в интервью The Times. — «Если кто-то нарисует граффити, или ковбой решит использовать здание в качестве мишени для стрельбы, или, может быть, в нем поселится мышь или ондатра, через 50 лет оно превратится в развалины, которые станут отражением времени, в котором оно было построено».

Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет
Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет

Когда Элмгрин и Драгсет возводили Prada Marfa на краю пустынного шоссе в Западном Техасе, они представляли, что их произведение искусства повторит судьбу лэнд-арта 60-х и 70-х. В условиях отсутствия социальных сетей оно действительно незаметно исчезло бы в ландшафте, прежде чем у кого-либо появился бы шанс его увидеть. «Оно будет существовать скорее как какой-то слух», — думал Драгсет. — «И в какой-то момент просто исчезнет». Ради этой цели реплика бутика была построена из биоразлагаемых материалов, в частности из кирпича-сырца. Однако после первого нашествия вандалов дуэт пересмотрел свое отношение к Prada Marfa, решив поддерживать его существование в аккуратном виде. «Все участники проекта поняли, что, если позволить зданию полностью разрушиться, оно станет опасным и неприятным зрелищем», — указывается на сайте Ballroom Marfa.

Работа Elmgreen & Dragset была задумана как критика американского потребительства, розничного туризма и джентрификации, выделяясь как ироничная провокация по отношению к западному материализму. Но за эти годы Prada Marfa стало обязательным местом в списке для посещения каждого блогера и инфлюенсера, превратившись в идеальный фон для селфи с вирусным потенциалом. Как ни парадоксально, но тысячи фотографий с людьми, прыгающими перед фасадом «бутика», являются идеальным олицетворением того общества, которое художники и пытались раскритиковать. Само произведение стало местом, которое используется для демонстрации в социальных сетях, таким образом потеряв свой первоначальный символизм.

Prada Marfa находится в Техасе
Prada Marfa находится на пустынном участке шоссе в штате Техас

Несмотря на то, что Elmgreen & Dragset всегда заявляли, что очень довольны успехом своего проекта, они часто подчеркивают, что работа приобрела совершенно новое значение. «Это превратилось в нечто вне нашего контроля», — сказал дуэт в интервью Vogue. — «И это лучшее, что может случиться с художником. Как художники, мы здесь только для того, чтобы начать диалог, предоставить платформу для интерпретаций других людей».

По словам Элмгрина, благодаря тому, что паблик-арт установлен за пределами музейных стен, произведение искусства подвергается воздействию не только погодных условий, но и «аудитории, которая не хотела переживать этот художественный опыт». «Когда люди взаимодействуют с паблик-артом, даже в вандализме можно увидеть что-то положительное — это знак того, что люди чувствуют, что у них есть право голоса в общественном пространстве», — сказал он The Guardian. Как заявляли художники, музеи — это место, где искусство умирает, в то время как паблик-арт живет своей собственной жизнью.

Элмгрин и Драгсет вернулись к Prada Marfa в 2019 году
Драгсет (слева) и Элмгрин (справа) вернулись к Prada Marfa в 2019 году

«Это почти то же самое, что быть родителем, который видит, как его дети растут и развиваются совсем не в том направлении, о котором думали вы», — добавил Элмгрин. — «Это стало символом, превосходящим наши ожидания или индивидуальные идеи, как в хорошем, так и в плохом смысле». Для Драгсета Prada Marfa стало объективом для наблюдения за течением времени и изменениями в том, как мы используем технологии для восприятия локации: «[Сейчас] никакое место не имеет ценности, если перед ним не изображено твое лицо».

Prada Marfa в поп-культуре

Prada Marfa в сериале «Сплетница»

Вывеска Prada Marfa в сериале Сплетница
Вывеска Prada Marfa в сериале «Сплетница»

Одной из самых знаменитых отсылок к инсталляции на экране стало появление вывески Prada Marfa в сериале «Сплетница». На протяжении практически всего шоу табличка висит в квартире одной из главных героинь, Серены ван дер Вудсен. На указателе черным по белому написано: «Prada Marfa -> 1837 MI».

С момента своего первого появления в начале второго сезона вывеска присутствует почти в каждой серии, став постоянным фоном популярной американской драмы. За годы трансляции сериала эта картина успела стать настоящим культурным феноменом: тысячи подростков по всему миру украшали свои спальни самодельными или приобретенными в многочисленных интернет-магазинах копиями таблички «Prada Marfa».

Prada Marfa и Beyoncé

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Beyoncé (@beyonce)

Еще большую популярность инсталляция приобрела в 2012 году после того, как на ее фоне сфотографировалась Beyoncé. Исполнительница опубликовала снимок, на котором она запечатлена в прыжке перед фасадом здания, в своем Tumblr, а годы спустя та же фотография появилась в ее инстаграме. Всё это сыграло на руку репутации проекта Prada Marfa, который в Vogue позже назвали «Статуей свободы для модниц».

Prada Marfa в мультсериале «Симпсоны»

Инсталляция Prada Marfa в мультсериале «Симпсоны»
Инсталляция в мультсериале «Симпсоны»

В начале 2019 года арт-объект вновь оказался на экране — на этот раз в мультсериале «Симпсоны». В серии «Mad About the Toy» знаменитое семейство отправляется в поездку по Техасу, делая остановку возле Prada Marfa. Когда Мардж видит на горизонте роскошный бутик, она тут же выскакивает из машины. «Prada! В такой глуши» — удивляется она. Лиза тут же поправляет мать: «Это вовсе не магазин, а художественная инсталляция!» Тем временем Гомер в своей классической манере идет за магазин, чтобы облегчиться. «Он стоит на обочине дороги, значит, по сути это туалет», — считает он. Как и в реальной жизни, задняя часть Prada Marfa покрыта граффити.

Другие работы Элмгрина и Драгсета

Помимо Prada Marfa, в портфолио дуэта Elmgreen & Dragset можно найти множество других примечательных работ.

Часто преобразовывая художественные пространства, Elmgreen & Dragset превратили Фонд Bohen в станцию метро, павильоны на Венецианской биеннале — в импровизированные дома коллекционеров, а галерею Victoria Miro — в модный ночной клуб.

Инсталляция Elmgreen & Dragset «Please, keep quiet!»
Инсталляция Elmgreen & Dragset «Please, keep quiet!»

В 2003 году художники организовали инсталляцию «Please, keep quiet!», переделав галерею в госпиталь. Посетители неожиданно попадали в детализированную реплику больничной палаты, наполненной стерильным белым цветом, обезличенными койками и восковыми фигурами пациентов. Элмгрин и Драгсет иронизируют над тем, что анонимность и интровертность больничной архитектуры во многом похожи на атмосферу художественного пространства и белого выставочного куба. В этой работе дуэт показывает зрителю хрупкость всех структур, которые мы принимаем как должное, а также поднимает тему биологической смертности.

Четыре года спустя художники написали драматическую пьесу «Королевы драмы», посвященную истории искусств двадцатого века с шестью дистанционно управляемыми версиями культовых скульптур. Позже они представили эту постановку на ярмарке Frieze Art Fair, использовав голоса знаменитых актеров, в том числе Джереми Айронса и Кевина Спейси.

Статуя Elmgreen & Dragset «Han»
Статуя Elmgreen & Dragset «Han»

В 2012 году мюнхенский городской совет поручил творческому дуэту создать и курировать программу инсталляций на главных площадях Мюнхена, выделив на это 1,2 миллиона евро. Получившийся в результате годовой художественный проект «A Space Called Public» включал в себя как работы Элмгрина и Драгсета, так и творчество ряда других современных художников. Вкладом дуэта стал перформанс «It’s Never Too Late To Say Sorry»: каждый день ровно в полдень на площадь Одеон (где в 1923 году Гитлер неудачно попытался устроить государственный переворот) выходил мужчина, который поднимал рупор и выкрикивал: «Никогда не поздно сказать прости!»

В том же году Elmgreen & Dragset создали скульптуру «Han», ставшую мужским компаньоном знаменитой датской статуе «Русалочка», которая расположена в порту Копенгагена. Современная интерпретация сказки Ганса Христиана Андерсена выполнена из нержавеющей стали и имеет специальный механизм, с помощью которого глаза мужчины-русалки раз в час закрываются. Работа на постоянной основе установлена в Хельсингере.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Elmgreen & Dragset (@elmgreenanddragsetstudio)

В 2015 году в нью-йоркском парке Хай Лайн появилась бронзовая скульптура «A Greater Perspective», представляющая собой четырехметровый неработающий телескоп. Если обычно телескопы и бинокли устанавливают для наблюдения за какими-либо красивыми видами, то с помощью этой работы художники хотели переместить фокус на сам объект, побуждая к новому углу его восприятия.

Год спустя в Нью-Йорке появилась еще одна инсталляция Элмгрина и Драгсета под названием «Van Gogh’s Ear». Художники по-новому интерпретировали знаменитое отрезанное ухо Ван Гога, представив его в виде фигурного бассейна, вертикально установленного на Пятой авеню. Позже работа выставлялась в Гуанчжоу, а затем — в Гонконге.

***

Несмотря на то, что за годы существования арт-инсталляции Prada Marfa ее значение совершенно поменялось, возможно, это даже к лучшему. Если бы изначальная задумка Элмгрина и Драгсета смогла быть полностью реализована, о скульптуре узнало бы гораздо меньше людей, и сегодня она бы уже канула в лету. Теперь же музей-реплика роскошного бутика вместо того, чтобы раствориться в пейзаже, стал привлекательной диковинкой в техасской пустыне, которая выдержала испытание временем.

 


Познакомьтесь также с краткой историей бренда Prada, вдохновившего творение Элмгрина и Драгсета


 

Сообщение Как Prada Marfa превратилось из неизвестного арт-объекта в инстаграм-мекку появились сначала на МЦ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *